?

Log in

Драша на раздел Мас’ей - byoussin [entries|archive|friends|userinfo]
byoussin

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Драша на раздел Мас’ей [Aug. 7th, 2009|06:10 pm]
byoussin

17 июля 2009 г. - כ"ה תמוז ה'תשס"ט

 

Наш недельный раздел говорит о смертной казни убийцам:

Если орудием железным ударил он его, и тот умер, - убийца он, непременно умерщвлён будет. (Числа 35:16)

 

Институт смертной казни в современном мире является предметом дискуссии: одни выступают за него, другие против. Есть также и спектр промежуточных мнений.

 

 

Дискуссия ведётся по принципиальным вопросам, объяснениям смысла смертной казни, которые её сторонники признают, а противники отрицают:

  • Смертная казнь самоценна: восстановление нарушенной справедливости.
  • Смертная казнь как средство поддержания общественного порядка:
    • Создание страха перед наказанием.
    • Защита общества от преступников путем уничтожения их.

Ели Тальберг, услышав всё это, указал мне на мишну Сангедрин 8:7, которая говорит о другом аспекте спасения через убийство преступников: спасении самого преступника от преступления. Отнесём этот аспект спасения в эту же категорию.

Я не упоминаю отдельно понимание смертной казни как мести, поскольку месть обычно идентифицируется с восстановлением справедливости, но иногда и как средство поддержания порядка через устрашение возможных убийц. Таким образом, понимание смертной казни как мести не является дополнительной категорией в этой классификации, а подпадает под уже имеющиеся.

 

Дискуссия эта древняя, и Тора в ней участвует.

 

Что говорит Письменная Тора?

 

В нашем недельном разделе говорится:

И не оскверняй земли, на которой вы, ибо кровь оскверняет землю, и не искупиться земле от крови, пролитой на неё, кроме как кровью пролившего её.

(Числа 35:33)

 

Иными словами, здесь смертная казнь самоценна, как очищение земли от крови убийцы, как исправление мира, поврежденного убийством.

 

В другом месте (Исход 21:20) говорится, что смерть раба должна быть отмщена, и вообще - об убийстве любого человека, не только раба - "душу за душу" (Исход 21:23 и др. места в Торе).

Здесь смертная казнь явно выступает как восстановление справедливости, нарушенной убийством. Здесь она тоже самоценна.

 

Тора предписывает смертную казнь и за другие преступления. Посмотрим, какие объяснения она даёт в этих случаях.

 

О лжесвидетеле: "..сделайте ему то, что замышлял сделать брату своему, и искорени зло из среды своей. И оставшиеся услышат и убоятся, и не будут такого больше делать..." (Второзаконие 19:19-20).

Устная Тора, Талмуд, относят этот закон, среди прочего, и к лжесвидетелю, который пытался привести к казни невинного, и предписывает в таком случае казнить лжесвидетеля; на это намекает слово "оставшиеся".  Талмуд, однако, разъясняет, что лжесвидетеля казнят только в том случае, если человека, которого он оговорил, ещё не казнили; так что здесь казнят лжесвидетеля не за убийство, а только за его попытку. И объяснение Тора приводит здесь другое: поддержание общественного порядка, устрашение преступников.

 

Подобные выражения Тора использует для объяснения смертной казни за другие преступления (זקן ממרה, בן סורר ומורה, מסית).

 

В разделе Кдошим, после того, как Тора предписывает смертную казнь за длинную серию преступлений, связанных с идолопоклонством, запрещёнными связями и отношениями с родителями, она объясняет это так: "Соблюдайте все законы... чтобы не изрыгнула вас земля..." (Левит 20: 22).

 

Здесь опять причина смертной казни - необходимость добиться соблюдения законов, т.е., поддержание общественного порядка.

 

Таким образом, Тора не выставляет смертную казнь как самоценную, кроме как за убийство. Напротив, объяснение смертной казни за другие преступления - поддержание общественного порядка.

 

Во всех этих случаях поддержание общественного порядка состояло в устрашении преступников. Известные законы о воре в подкопе и о преследователе предписывают убивать, чтобы предотвратить убийство; Устная Тора добавляет здесь к убийству некоторые другие смертные преступления, как например, изнасилование замужней женщины. Для этого не требуется решения суда, если дело не терпит отлагательства.

 

Что говорит об этом Устная Тора?

 

Смертная казнь за убийство должна быть исключением: не чаще одного раза в семь или семьдесят лет (по разным мнениям, см. Мишна Макот 1:10).  Когда за 40 лет до разрушения Храма мудрецы решили, что убийц стало слишком много, они её отменили техническим приёмом (вывели верховный Сангедрин из его места в Храме).

 

Та же Мишна Макот 1:10 передаёт спор раби Акивы и раби Тарфона, с одной стороны, и рабана Шимона бен Гамлиеля, с другой, в которой первые выступают против смертной казни вообще, а последний возражает им, объясняя, что их позиция защищает убийц. Здесь мы видим спор о том, подходит ли смертная казнь как средство устрашения убийц; не обсуждается вовсе идея смертной казни как заповеди Торы, имеющей самостоятельную ценность.

 

Михаель Шнейдер указал мне, что есть высказывания, поддерживающие линию самостоятельной ценности смертной казни. Самое сильное из них - это мишна Авот 5:7: "...мор приходит в мир за преступления, которые закон Торы карает смертной казнью и которые не переданы суду..." Линия самоценности смертной казни есть в Кабале. Впрочем, мне не вполне ясно, насколько нужно воспринимать все эти высказывания как оперативные указания к действию; мне кажется, что Мишна Макот 1:10 гораздо сильнее по степени оперативности. Исследование этого вопроса требует совершенно другого и формата, и уровня исследования, чем эта краткая заметка.

 

Оставив пока вопрос о смертной казни как инструменте защиты, подведём итоги.

 

Прямое указание Письменной Торы казнить оказывается предельно ограниченным в Устной Торе. Идея Письменной Торы о смертной казни как средстве исправления мира отсутствует вовсе в наиболее ясном и оперативном источнике, хотя другие источники не находят возможным отказаться от неё вовсе.  Целесообразность идеи Письменной Торы о смертной казни как средстве устрашения преступников является предметом спора в Устной Торе.

 

В чём причины такой разницы между подходами Устной и Письменной Торы?

 

Их видно две:

  • Страх судебной ошибки.
  • Возможность переложить как восстановление справедливости, так и поддержание общественного порядка, на Бога, как это много раз говорится в Письменной и Устной Торе: Бог наказывает за преступления, за которые не наказывает суд.

 

Как же объясняет Устная Тора то, что Письменная Тора так много говорит о смертной казни? Есть два известных объяснения:

  • Письменная Тора объясняет нам тяжесть преступления.
  • Она предписывает нам самим вершить суд тогда, когда это возможно.

 

Вернёмся к отношению Устной Торы к смертной казни как к инструменту защиты общества и конкретных людей.

 

Талмуд говорит о ситуации, когда судьи уверены, что человек опасен для общества как убийца, но не видят юридической возможности его казнить. Решение в этом случае: "מכניסים אותו לכיפה", т.е., приводят к его смерти в заключении, не убивая прямо.

 

В средние века еврейские общины практиковали казни, в том числе и публичные, уличённых доносчиков. (Отметим, что доносы евреев на евреев, в том числе об имуществе евреев, тогда являлись попытками убийства, поскольку смерть была обычным следствием доноса даже об имуществе еврея.) Публичность казни (однажды в Йом Кипур, совпавший с шабатом, между минхой и неилой) служила также устрашению тех, кто оставались. Был случай, когда испанский властитель, которому доносил осуждённый, приказал евреям привести приговор в исполнение.

 

Таким образом, Устная Тора допускает смертную казнь для защиты от убийц (в том числе и внесудебную, если нет другой возможности), и, в исключительных случаях, для их устрашения.


Барух Юсин

linkReply

Comments:
[User Picture]From: yosef_gluzman
2009-08-10 01:56 pm (UTC)
Мне кажется Тора однозначно требует смертного приговора убийце невинного во имя справедливости на Земле,а не ради устрашения других,как в случае идолопоклонства.
(Reply) (Thread)
From: as_la
2009-08-15 10:46 pm (UTC)
Мудрецы говорят, Справедливость не нуждается в том, чтобы ее правили по меркам человеческой логики.
Не зря Сангедрин покинул свое место, чтоб больше не выносить смертных приговоров.
(Reply) (Parent) (Thread)